К 115-летию со дня рождения Александра Потресова

Новости Самолва - Ледовое Побоище

10 мая 2017 года исполняется 115 лет со дня рождения Александра Сергеевича Потресова — известного русского советского фотографа, художника, писателя и путешественника, участника экспедиции АН СССР по уточнению места Ледового побоища.

Александр Потресов родился в Москве, в семье Сергея Викторовича Потресова (1870—1953) — журналиста, театрального и литературного критика, официального обозревателя Художественного театра (лит. псевдоним Сергей Яблоновский).

В год 300-летия Дома Романовых (1913), отец подарил Александру его первый фотоаппарат. С этого момента он практически не расставался с камерой.

Расцвет творчества А. С. Потресова как фотографа произошел уже в послевоенные годы. Им созданы большие галереи фоторабот об архитектурных шедеврах Москвы, Ленинграда, Пскова, Новгорода, Владимира, Суздаля, Ростова. Многие его фотографии запечатлели храмы, монастыри, часовни, исторические сооружения, которые впоследствии были уничтожены в результате борьбы с религией в 1950-е годы.

В путешествиях А. Потресов много снимал русскую природу, жанровые сцены туристского быта, пейзажи, жизнь людей.

Отдельными увлечениями были парашютный и водный спорт, поэтому в творчестве присутствуют авиационные сюжеты, парусные гонки, преодоление порогов на байдарках.

С 1956 года вместе с военным историком Георгием Николаевичем Караевым (1891—1984) Александр Потресов участвовал в работе экспедиции АН СССР по уточнению места Ледового побоища. Основной объём работ пришёлся на 1959-1960 и 1962 годы. Являясь старшим инструктором по туризму, А. Потресов руководил отрядами школьников 544-й и 46-й московских школ, принявших участие в работе экспедиции.

В 1967 экспедиционная работа была продолжена уже по материалам истории и географии Невской битвы. По результатам этих исследований были написаны две книги (одна была переиздана), получившие большую известность среди читателей, особенно молодёжи. Книги были иллюстрированы авторскими фотографиями. Оформила книги участница экспедиции, известная художница Тамара Мироновна Рейн (1915—2000).

Караев Г. Н., Потресов А. С. Загадка Чудского озера / Оформление художника Т. Рейн. — М.: Молодая гвардия, 1966. — 256, [32] с.

Караев Г. Н., Потресов А. С. Путём Александра Невского: (К 750-летию со дня рождения Александра Невского) / Послесл. С. Голицына; Худож. Т. Рейн. — М.: Молодая гвардия, 1970. — 160, [32] с.

Караев Г. Н., Потресов А. С. Загадка Чудского озера / Художник Т. Рейн; Фотографии авторов книги. — Изд. 2-е. — М.: Молодая гвардия, 1976. — 240, [32] с.

Голицын С. М. Сказания о белых камнях / Художник В. Перцов; Фотографии А. С. Потресова, П. П. Соколова, Г. Б. Шлионского. — Изд. 3-е. — Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1987. — 224, [80] с.

Владимир Потресов С фотографической точностью

Родился А.С.Потресов (1902–1972) в Москве, снимать начал с детства, первый фотоаппарат ему подарил его отец, известный тогда московский журналист, литературный и театральный критик Сергей Яблоновский (псевдоним; настоящая фамилия — Потресов) к 300-летию Дома Романовых. Учился в гимназии Е.А.Кирпичниковой на Знаменке.

Умел он делать, по-моему, все. В течение жизни не остановился ни на чем, занимался чем хотел. Такая широта могла сыграть злую шутку, но он прожил — в этом не сомневаюсь ни на минуту — счастливую жизнь.

Был он абсолютным бессребреником. Мама говорила так: «Шура отдаст таксисту последний рубль, а сам пойдет пешком». Тут надо интонационно понимать фразу — в послевоенные советские годы такси было доступным транспортом, это потом: «Наши люди в булочную на такси не ездят!» Про себя же он говорил: «Я рожден быть богатым». Хотя ни богатым, ни состоятельным не стал и не стремился.

Соседи по коммуналке несли ему чинить электроплитки и примусы; во время войны отец, рядовой, служил при штабе дивизии, поскольку, в отличие от большинства офицеров, умел правильно читать карты. В двадцатые годы первым в стране построил байдарку по чертежам немецкого клинкера. В конце пятидесятых разработал собственную конструкцию разборной лодки для самостоятельной постройки — в условиях тотального советского дефицита опубликованные чертежи «Байдарки Потресова» были весьма востребованы в школьной и студенческой среде. Умел прекрасно ориентироваться в любом лесу, организовать и провести путешествие с палаткой, костром и чем там еще полагается. С тридцатых годов известна его публицистика…

Иной раз — на открытии, например, очередной фотовыставки А.С.Потресова — когда я рассказываю, что папа был не профессионалом, а любителем, чем и гордился, меня спрашивают: «А кем был ваш отец по профессии?»

А я не знаю, что ответить. Высшее образование отец получить не смог, впрочем, и гимназию не окончил — наступил 1917-й.

Пробовал учиться в разных заведениях — дольше всего, два года, в Школе штурманов дальнего плавания в Ростове-на-Дону, — но и оттуда его выперли из-за дворянского происхождения.

Отец сменил массу специальностей: работал переводчиком для немецких инженеров на харьковской катонной фабрике в двадцатых, художником-оформителем и макетчиком в Москве, инструктором по парашютному спорту в подольском аэроклубе.

В тридцатых страна активно готовилась к войне, и все вузы обучали студентов правильно воевать с помощью так называемых миниатюр-полигонов, иначе говоря, макетов местности с имитацией боевых действий.

Я так и не узнал, где папа научился строить макеты, но кое-что осталось в моей памяти. Однажды матушка — ассоциация почему-то с весной, солнечным мартом — повела меня в Политехнический музей, который был тогда вроде бы Музеем подарков Сталину (этот музей я тоже помню — шар в шаре и золоченый паровоз ИС), так что трудно точно определить время события. Короче, мама привела меня в этот музей, причем жили мы еще в Потаповском с дедами по маминой линии и с папой виделись редко.

Страсть А.С.Потресова к путешествиям, а также то, что с фотоаппаратом он никогда не расставался, способствовали образованию уникального архива — фотолетописи нашей страны середины прошлого века.

Оказавшись в Ленинграде или Пскове, Новгороде или Владимире, старообрядческих селах на берегах Ветлуги или старинных исадах — рыбацких деревнях Чудского озера, он жадно и чутко ловил приметы времени.

Писатель С.М.Голицын, работая с отцом над книгой «Сказание о белых камнях», посвященной архитектуре Владимирщины, рассказывал, как страдал от безделья в Потакино, пока Александр Сергеевич дожидался, чтобы солнечный луч выгодно подсветил резные узоры домов древнего села…

Из воспоминаний Тамары Мироновны Рейн (Потресовой)

«Александр Сергеевич Потресов принадлежит к той небольшой группе зачинателей советского туризма, которая представляла собой людей самых разных профессий, объединяемых жаждой к путешествиям. Среди корифеев можно назвать таких людей, как Н.М. Губанов, Н.Н. Аделунг, М.Б. Улицкий, О.А. Архангельская и ряд других товарищей, в большинстве своем уже ушедших от нас. Об этих людях стоит написать отдельно – они этого заслуживают, так как очень много сделали для пропаганды и развития туризма в нашей стране.

В те 20-30 годы, когда организовалось ОПТЭ (Общество Пролетарского Туризма и Экскурсий), возникла традиция слётов туристов, где было много взаимного обмена опытом, много веселья и остроумия, издавалась на месте слёта стенная газета «На суше и на море» (это было название выходившего тогда туристского журнала), а Александр Сергеевич тут же на месте фотографировал, проявлял и печатал иллюстрации в газету.

В 1935 году Александр Сергеевич построил свою первую самодельную байдарку, ещё несовершенную, тяжеловесную, но вполне годную для путешествия по воде. Он совершал походы и пешком, и на лыжах, увлекался пещерным туризмом (об этом есть его статья в «Спутнике туризма» в 1940 году), но самым подходящим считал походы водные, дающие богатейшие возможности ознакомления с окружающим миром. Не стремясь в особо дальние маршруты, считал, что ещё очень много неизвестного, интересного и содержательного таится вокруг нас, совсем близко, в средней полосе России. Это были и походы выходного дня, и более длительные, когда позволял отпуск, с семьёй и товарищами.

Война надолго отодвинула мечту о новых походах и путешествиях, но туристские навыки очень пригодились в трудных боевых условиях фронта.

А 1945 году, едва демобилизовавшись, Александр Сергеевич по заданию Комитета по делам архитектуры отправился в поход с двумя товарищами (художником и искусствоведом) по сбору и регистрации памятников русского древнего зодчества в Горьковскую область.

Пешком по лесам и горам, описанным в произведениях Мельникова-Печорского «В лесах» и «На горах», в трудное послевоенное время они прошли сотни километров и собрали большой содержательный материал. Александр Сергеевич, всегда увлечённый особенно архитектурной съёмкой, привёз высоко оценённые специалистами фотографии.

Возвращались с фронта уцелевшие старые друзья-туристы, возобновлялась деятельность спортобществ, хотя она и не прекращалась во время войны; Александр Сергеевич сам являлся инструктором-командиром лыжного батальона по обороне Москвы в 1942 году. Вернее, оживилась деятельность спортивных обществ и организаций по туризму.

МосгорДЭТС тоже не прекращала работу во время войны. Поход с детьми проводил Михаил Борисович Улицкий. Александр Сергеевич дружил с ним, с МосгорДЭТС, где его привлекали к консультации по вопросам туризма, но в ‘детство он впал’, по его же выражению, после того, как при неудачном приземлении с парашютом (он несколько лет после войны работал инструктором парашютного спорта в аэроклубе ДОСААФ) получил тяжёлую травму. Пришлось прекратить занятия парашютом, отказаться от одного из серьёзных своих увлечений. Вот тогда и предложили ему директор МосгорДЭТС Евгения Михайловна Галчёнкова и её заместитель Надежда Абрамовна Шульзингер провести водную эстафету на шлюпках, в которой будут участвовать юные туристы всех районов Москвы. Совместно был разработан в 1950 году маршрут Калуга – Москва по рекам Оке и Москве, была проведена серьёзная подготовительная работа. 65 дней длилась эстафета, где через каждые 2 недели сменялись группы школьников со своим педагогом, передавая в условленном месте суда, походный инвентарь, отчёт о пройденном и… Александра Сергеевича. Он был инструктором-руководителем похода, сам шёл на байдарке.

Подобную же эстафету в 1951 году по маршруту Калуга-Муром провёл Александр Сергеевич, уже находясь на воде 85 дней. В пути он проводил занятия с ребятами по навыкам туризма, знакомил их с вопросами подготовки к походу, снаряжения, медконтроля, судовой обстановки, ориентирования, метеорологии и т.д., и, конечно же, с памятниками архитектуры. Познавательной стороне детского туризма А.С. Потресов придавал особенно большое значение.

В этом походе Александр Сергеевич встретился с педагогом, руководителем одной из групп Эдуардом Георгиевичем Костяшкиным и помог ему вместе с МосгорДЭТС организовать школьный водно-туристский лагерь на берегу Пестовского водохранилища. Э.Г. Костяшкин в дальнейшем организовал ещё несколько лагерей, и на берегу Пестовского водохранилища, и в других местах возникли эти турлагеря – превосходная форма детского самодеятельного туризма. В школе № 46 города Москвы эту работу возглавили ещё совсем молодая, но серьёзная и деятельная педагог истории Евгения Владимировна Шолохова и преподаватель истории Евгений Георгиевич Рябов, оба увлечённые этой формой работы со школьниками. Александр Сергеевич руководил подготовкой учителей и учащихся школы в области туризма, проводил семинары, походы в летние месяцы и зимой в окружающие лагерь места, а также и в дальние трудные районы. В период с 1952 года по 1958 год Александр Сергеевич водил ребят на шлюпках и байдарках через Московское море на Волгу, по Верхне-Волжским озёрам, оз. Селигер – р. Волга, Суходрев – Шаня – Угра – Ока и др. Особо трудным был поход, проведённый совместно с Е.А. Шатховой, где ребята следовали по маршруту Селигер – Новгород, проходя через Щебериху, сложности очень большой, но группа дошла до конца, не спасовав перед трудностями, которые останавливали даже взрослых опытных туристов.

В 1959 году Александр Сергеевич получил приглашение принять участие в комплексной экспедиции по уточнению места Ледового побоища 1242 года, возглавляемой генерал-майором военным историком Г.Н. Карасёвым, на общественных началах. Предполагалось вместе с ребятами-школьниками пройти по малым водным путям, обследовав эти районы. В задание входили вопросы топонимики, геологии, археологии, гидрологии и т.д. В эту экспедицию Александр Сергеевич ушёл, как говорится, с головой и принял участие в ней вначале с ребятами 5-й школы с педагогом М.А. Львовым в 1959 году, а затем ещё 5 лет руководил походами этой экспедиции с ребятами 46-й школы и педагогом-инструктором археологом Е.В. Шолоховой. Об этой экспедиции в дальнейшем Александр Сергеевич вместе с Г.Н. Карасёвым написал книгу «Загадки Чудского озера», изданную «Молодой гвардией» в 1966 году и переизданную уже после его смерти в 1976 году. За эту работу не только А.С. Потресов, но и ребята имели благодарность от АН СССР от ЦК Комсомола и также от туристских организаций.

Александр Сергеевич принимал самое деятельное участие в подготовке отчётов школьных групп, особенно в их оформлении, это было отмечено как пример лучших выставок детского туризма. Здесь, конечно, сыграла роль и профессия Александра Сергеевича – художника-оформителя; за эти годы он выполнил заказы на оформление и методику выставок по туризму буквально для всех организаций Москвы – МосТЭУ, ЦТЭУ, МособлДЭТС, МосгорДЭТС, ЦДЭТС. Совместно со старшим методистом Дмитрием Гавриловичем Ченцовым им была методически разработана и выполнена Инструктивная выставка по детскому туризму, которая являлась долгое время основным руководящим материалом Станции по всему Союзу. В дальнейшем на основании материалов этой выставки А.С. Потресов написал книгу «Спутник юного туриста», выпущенную в 1967 году издательством «Физкультура и Спорт».

Александр Сергеевич за свою жизнь написал ряд книг, очерков, статей по туризму в журналах, отдельных брошюрах и т.д. Среди опубликованного разные материалы: рецензии на статьи по туризму, очерки о походах, метеорологии и растениях, о строительстве палаток, лодок, о костровых приспособлениях, о культуре и этике туризма, а также по строительству самодельной байдарки «Тыдая», конструктором которой он являлся, совершенствуя и облегчая её для постройки самыми доступными средствами. На этих байдарках, построенных самими ребятами, и шли школьники 584-й школы с педагогом истории в поход от Новгорода по реке Волхов через Ладожское озеро в Неву в экспедиции, опять же возглавляемой военным историком Г.Н. Карасёвым по древним путям Александра Невского перед битвой на Неве в 1240 году. Об этом походе теми же авторами А.С. Потресовым и Г.Н. Карасёвым в 1970 году в издательстве Молодая гвардия издана книжка «Путём Александра Невского».

Неполной будет характеристика Александра Сергеевича, если не упомянуть о нём как о признанном мастере художественной фотографии. Всю жизнь с 10-летнего возраста он любил фотографирование, всерьёз занимался этим, но особенно его увлекало отражение нашей древней русской архитектуры. Ещё при жизни устраивались персональные выставки его фоторабот в клубе туристов города Москвы, в МосгорДЭТС и ЦДЭТС, во Дворце пионеров. Многие фотографии были воспроизведены в печати, как в периодической, так и в книгах – художественных и специальных, в сборниках художественных фотографий. Фотографии удостаивались премий на выставках и конкурсах.
После смерти Александра Сергеевича в 1972 году была устроена выставка его работ в Доме Архитектора в Москве, в 1974 году – в музее архитектуры им. Щусева и в 1976 году – в Союзе Архитекторов в Ленинграде, где были проведены вечера его памяти и обсуждение этих выставок.

Об Александре Сергеевиче немало написано в газетах, журналах и в Советском Союзе и за пределами его, о нём есть посмертная статья писателя С.М. Голицына в альманахе «Туристские тропы», которая тепло и очень верно рассказывает о нём, как он жил и трудился. Очень хорошо написал о нём Е.Г. Рябов в журнале «Физкультура в школе» (№ 8, 1970 год).

До последних дней своей жизни Александр Сергеевич активно работал как писатель, художник, фотограф и турист. Он постоянно общался с людьми самого разного возраста, которых тянуло к нему и которые получали от него всегда исчерпывающую информацию, касалось ли это байдарки его конструкции, выбора маршрута, искусства фотографии, коллекционирования или литературы и искусства.

В нашем доме почти всегда была молодёжь разных поколений, путешествовавших с ним. Ребята и девушки стремились и в дальнейшем к общению с ним, приходили со своими вопросами самого разного характера, бедами и радостями; он всегда был рад и сам шёл навстречу, интересуясь их жизнью. Немало было и взрослых, зрелых людей, считавших себя его учениками.

За свою работу с детьми в области туризма Александр Сергеевич имеет множество грамот и благодарностей. Всей своей деятельностью А.С. Потресов последовательно осуществлял то, что он считал своим гражданским долгом: познавая, изучая свою Родину, которую горячо и преданно любил, он привлекал к этому окружающих и по мере своих сил и возможностей передавал им свой опыт и знания.

Мне, его жене, и сыну нашему Володе Потресову посчастливилось, находясь рядом с ним, быть участниками его деятельности и многому у него научиться. Сын с раннего возраста участвовал вместе с отцом почти во всех турпоходах, я тоже неоднократно в них принимала участие, и поэтому тема детского туризма для меня, как художника, стала основной на многие годы в моём творчестве…»

По материалом книги «Детский туризм в Москве. История и современность»

Все посты
Поделитесь с друзьями