Его имя навсегда связано с историей Ледового побоища!
24 июня исполняется 130 лет со дня рождения руководителя экспедиции АН СССР по уточнению места Ледового побоища, военного историка генерал-майора Георгия Николаевича Караева.
Обычно к очередному юбилею принято пересказывать биографию героя, обрастающую, как правило, с годами мифологическими пассажами. Но сегодня этого не будет: его жинеописание достаточно подробно изложено на нашем сайте (см. Татьяна Наместникова «Разные времена, разные судьбы: Георгий Караев» ледовое-побоище.рф/expedition/karaev ).
Нынче считается «хорошим тоном» не признавать результаты экспедиции, работавшей на Чудском озере в 1950–1960-е годы прошлого века. Армия «ниспровергателей», многие адепты которой вообще смутно представляют, где находится Чудское озеро, заполнили Интернет, телевизионные каналы и иные СМИ собственными мудрствованиями о битве на берегу, «магнитной аномалии» на дне озера, отсутствии льда в апреле, траве, тяжеловооруженных воинах, засадных полках, формах рыцарского клина и других продуктах воспаленного сознания, словно сами сидели в кустах и наблюдали, как Александр с русскими воинами громит западных рыцарей.
Большинство в глаза не видели труды экспедиции АН СССР, да и вообще читают редко и отправляются в поход по граблям, на которые наступали толпы предшественников.
В отличие от таких «исследователей» с интеллектом «от Эдиты Пьехи до иди ты на …», Георгий Караев получил блестящее образование, окончив с золотой медалью 2-ю гимназию Санкт-Петербурга и Павловское военное училище, укрепил знания на Курсах высшего командного состава «Выстрел». А главное – имел практический опыт боевых действий в первой мировой и гражданской войнах, причем в последней являлся начальником оперативного штаба 12-й и 13-й армий Южного и Кавказского фронтов.
Его становление как офицера, руководителя военного коллектива пришлось на то время, когда генерал-майор Корпуса военных топографов М.П.Осипов впервые опубликовал в «Военном сборнике» (1915 г., №№ 6–10, на год опередив британского исследователя Ф.Ланчестера) статью «Влияние численности сражающихся сторон на их потери», где привел практическую математическую модель планирования во времени (законы Осипова-Ланчестера) убыли сражающихся сторон, позже получившую развитие в дисциплине о поиске оптимальных решений на основе математического моделирования и эвристических действий, называемой «исследования операций».
Оглядываясь сегодня на результаты экспедиции, проведенной Г.Н.Караевым, можно смело утверждать, что ее руководитель успешно применил эвристические приемы для решения системной задачи. В ее постановке лежали три простых на первый взгляд положения – место Ледового побоища должно:
01. Не противоречить сообщениям, заложенным в известных летописных источниках, западных хрониках и т.п.;
02. Отвечать известным правилам и приемам средневекового боя;
03. Согласовываться с историко-географической средой на середину XIII века.
Однако для реализации этих положений Г.Н.Караеву предстояло подобрать коллектив исследователей различных специальностей. И он блестяще справился с этой задачей.
Сегодня для многих важно первым выкрикнуть сенсационное «открытие», не заморачиваясь на исследование и обоснованную критику предыдущих версий. Караев, как представитель старой школы военных теоретиков, провел тщательные фундаментальные исследования, обнаруживая слабые места в предыдущих изысканиях. А фундаментальному исследованию историко-географической среды Г.Н.Караев посвятил практическую экспедиционную работу на Чудском озере, проведенную в течение ряда летних сезонов.
Случались ли у него промахи? Безусловно – без этого не обходится ни одно серьезное научное исследование. И – да, сегодня коллективу Музея Ледовое побоища в Самолве удалось «закрасить» ряд белых пятен, оставшихся от тех лет. Время не стоит на месте, появляются новые научные приборы и методы, с помощью которых проверяют и уточняют выводы экспедиции, работают серьезные специалисты, как например, в экспедиции РГО и МО РФ в этом году на Чудском озере.
Да, эти исследования были, есть и будут. И все же именно Георгию Николаевичу Караеву удалось впервые совместить в системном подходе массу разрозненных фактов, определивших место Ледового побоища 1242 года. Поэтому его имя навсегда оказалось связано с легендарным сражением.
СЛЕДУЙТЕ ЗА НАМИ