Друзья нашего Музея.
Большой творческий успех.

3 февраля в Палатах Постникова (Псков) состоялся вернисаж персональной выставки Ильи Сёмина «Призрак водопада».

В экспозиции представлено 50 работ художника, выполненных более чем за 30 лет творческий деятельности. Выставка произвела в Пскове ошеломляющий фурор, десятки средств массовой информации уделили внимание этому событию.

Для нас же оно послужило сигналом к открытию новой рубрики блога, которую мы озаглавили «Друзья нашего Музея».

И действительно, Илья Сёмин, художник, поэт, галерист, дизайнер, как нельзя точно подходит под это определение: свои талант и фантазию он вложил как в дизайн залов Музея Ледового побоища в Самолве, так и пространства, окружающего здание.

Посетителя Музея первым делом встречает художественно-архитектурная композиция центральной части уличной площадки: декоративная стенка, украшенная «муравленными» вставками. Эта техника керамических изделий была популярна на Руси в XV—XVII веках, часто так выполнялись печные изразцы темно зеленого цвета. А сюжеты вставок Илья связал с событиями Ледового побоища. Им же выполнено огромное живописное полотно «Водные пути Северо-Запада» в уличном павильоне Музея.

Илье Сёмину удалось заметно «оживить» интерьер главного зала Музея, создав в том числе, потолочное полотно-прапор по мотивам Лицевого летописного свода XVI века. В настоящее время художник выполняет новую оригинальную работу для Музея, которая явится сюрпризом к 800-летнему юбилею святого благоверного князя Александра Невского.

Как я уже говорил, о псковской выставке Ильи написано много, например, на сайте afishapskov.ru профессионалами-искусствоведами, способными отличить постсюрреализм от неомодернизма.

Мне же захотелось вспомнить то время, когда возникла наша дружба в далекие нынче 80-е прошлого столетия. Познакомились мы в псковской деревне Холомки на почве вязки веников. Только здесь, соприкоснувшись с процессом изготовления банного предмета, я оценил обратный смысл расхожей поговорки: вряд ли найдем фирму, где знакомы с секретом достойного инструмента парильщика.

В те времена Псковский совет по туризму принял на баланс бывший санаторий, находившийся в старой усадьбе, назначив директором нового пансионата «Холомки» опытного псковского управленца Юрия Сёмина, а тот взял сына Илью, переживавшего как раз душевный и творческий кризис, свойственный личностям утонченным. Представляется, здесь, в Холомках, и раскрылись таланты Ильи. Существует такое понятие – гений места. Что это на самом деле такое, никто не знает, но вот есть места, где человек раскрывается полностью. А еще история Холомков была повреждена тем, что в начале двадцатых здесь собралась практически вся творческая аристократия Петрограда.

Видимо, сплав чистой природы с тенями людей, когда-то составлявшими команду Петроградского дома искусств, – «Сумасшедшего корабля» по словам Ольги Форш, – повлияли на натуру тонкую, чувствительную и ранимую: в девяностые Илья Сёмин создал здесь удивительные живописные полотна, часть которых представил на нынешнюю выставку в Пскове. Вскоре разруха докатилась до забытой Богом усадьбы: не работали отопительные котлы, а Илье поручили охранять оставленное на зиму имущество. Огромная княжеская зала практически не нагревалась от электрического «козла», и художник оживлялся лишь время от времени в бане, которую своими руками превратил в настоящее произведение искусства.

Результат экстремальных условий – персональная художественная экспозиция в Порхове и сборник стихов «N», изданный в Санкт-Петербурге в 1994 году. Любопытна такая историческая параллель: весной 1920 года в Порхове состоялась выставка, ветхий каталог которой со вступительной статьей Александра Бенуа мне показали в Псковской картинной галерее. Среди участников – А.Алексеев, Ю.Анненков, Бор.Григорьев, К.Сомов, С.Судейкин, Б.Эссен, С.Чехонин, М.Шагал…

В марте 2002 года работы Сёмина экспонировались в Швеции, а чуть позже состоялась персональная выставка иллюстраций к моему роману «День неприкаянных» в Москве, в студии имени Игн.Игн.Нивинского (уникальность этого выставочного со станком великого мастера офорта пространства – вскоре исчезнувшего в результате рейдерского захвата – состояла в том, что «просто так», по знакомству, здесь экспонироваться было нельзя: все по «гамбургскому счету»).

…Тогда Илью ждал долгий, далеко не всегда счастливый, путь художника. И все же подарила судьба ему одни из самых светлых моментов его творчества: годы в стенах княжеской усадьбы, где в стылых февральских туманах мелькали тени великих предков, а под Купалу так славно было вязать веники из упругих березовых веток.

Владимир Потресов

Все посты
Поделитесь с друзьями