Последний фильм Александра Столярова

С Александром Столяровым судьба свела нас всего четыре месяца назад: нам – Историко-культурному центру «Самолва» – требовался режиссер для съемок фильма, в котором сложно переплелись бы исторические сведения о Ледовом побоище с современными политическими реалиями, о нашем Центре, созданном для сохранения и донесения исторической правды… Да много еще о чем.

Для меня, человека далекого от киноискусства, имя Столярова мало что говорило.

В тот ясный мартовский день мы бродили по Звенигороду, намечали контуры будущего сотрудничества и оказались возле Успенского собора на Городке, который вот уже несколько лет реставрирует Дмитрий Седов, заместитель директора Звенигородского музея, подвижник.

Словом, знакомство состоялось, и Дмитрий спросил Столярова:

– А фильм «Отец Паисий и я стоящий вверх ногами» – ваш?

Буквально через неделю я рассказывал знакомому псковскому дизайнеру, что фильм о наше Центре будет снимать киевский режиссер.

– Не Столяров ли? – И окончательно я понял, что имя это не просто знаковое в отечественной культуре, когда дизайнер произнес: – мне бы одним глазком взглянуть на него…

Съемки последнего в своей жизни фильма Александр Столяров начал в апреле, когда в Самолве проходил традиционный исторический фестиваль «Ледовое побоище». Я поинтересовался: о чем будет фильм?

– О любви, – ответил Саша и добавил, – я снимаю только фильмы о любви.

Господь ему благоволил.

Во время четвертого дубля, однажды, в процессе которого я должен был идти по кладбищу, читая надписи на крестах, надо мной взмыл голубь, сопровождавший до того момента, пока я не скрылся за храмовую апсиду. Собралась съемочная группа, и тут по дороге напротив, где ездят раз в год, появился белый автобус; из него высыпали девицы в народных костюмах, спели нам величальную, погрузились и укатили себе дальше. Пока операторы работали, Столяров молча наблюдал действие.

– Скажут, постановочный кадр, но это на самом деле оттуда, – и он указал в ясное утреннее летнее небо.

Матвей, сын Столярова, не раз участвовал в отцовских съемках. Вот и у нас на Чудском озере он должен был впервые в жизни сесть в музейную байдарку, которой недавно минуло шестьдесят лет, и выйти в открытое озеро.

– А плавать-то он умеет? – тревожно поинтересовалась ученый секретарь Центра Татьяна Наместникова под жужжание дрона-квадрокоптера, догонявшего «мореплавателя».

– Нет, – просто ответил Александр и указал на небо, где над храмом Михаила Архангела сияла тройная – тройная! – радуга, и пояснил: – все будет хорошо!

…Как давно – и совсем недавно! – были эти промытые летними грозами дни!

Тогда все кончилось хорошо, а когда Александр Столяров участвовал в монтаже своего последнего фильма, его не стало…

Казалось, мы с ним быстро нашли общий язык, интонацию, и вот как-то в один из тех летних вечеров Александр сказал:

– Как жаль, что мы не познакомились раньше.

Что же с того? – подумал я, – у нас впереди столько времени.

А он уже тогда видимо знал, что у него этого времени впереди, увы, совсем-совсем немного.

Владимир Потресов,
директор Историко-культурного центра «Самолва»,
член Всемирной ассоциации писателей PEN-Club International

Александр Николаевич Столяров (22 ноября 1959, Львов, УССР — 26 июля 2017, Москва, Россия) — режиссёр телеканала «Россия-Культура», писатель, автор более 100 документальных и художественных фильмов. Номинирован на премию «НИКА» и «ТЭФИ» в 2010 году (фильм «Герман и Кармалита»).

Наиболее известные фильмы — «Девочки-девочки» (2007), «Понять Человека» (2009), «Старец Паисий и я, стоящий вверх ногами» (2012).

В сентябре 2015 года вышел сборник лучших рассказов писателя — «Неправильная сказка».
Окончил Высшие курсы сценаристов и режиссёров в Москве.
Основатель и художественный руководитель детского театра «Театр Андерсена».

Александр Николаевич Столяров скоропостижно скончался утром 26.07.2017.

Все посты
Поделитесь с друзьями