XV международный благотворительный кинофестиваль «Лучезарном ангеле»: фильм «АЛЕКСАНДРЫЧИ»

В соответствие с программой конкурсного показа документального кино Международного Благотворительного кинофестиваля «Лучезарный ангел», прошедшего в московском кинотеатре «Октябрь», состоялся просмотр ленты режиссеров Александра Столярова и Сергея Догорова «Александрычи». Съемки фильма проходили весной и летом 2017 года в Историко-культурном центре «Самолва».

Кинофестиваль «Лучезарный Ангел» входит в Комплексную целевую программу «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России», цель которой – приобщение молодежи к отечественным духовно-нравственным традициям и ценностям. Учредитель фестиваля – Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений. Впервые кинопоказы фестиваля состоялись в феврале 2006 года на III Фестивале духовной культуры. Нынешний – «Лучезарный Ангел», пятнадцатый по счету, по сложившейся с годами традиции проходил в школьные каникулы и был приурочен ко Дню народного единства и празднованию Казанской иконы Божией Матери.

С небольшим вступлением перед демонстрацией «Александрычей» выступили Сергей Догоров и автор музыки к фильму Александр Симоненко. Как отметили организаторы фестиваля, число зрителей, пришедших на фильм Александра Столярова и Сергея Догорова, значительно превысило обычное при конкурсных показах документального кино.

А вот некоторые отзывы зрителей:

О чем это? О связи времен, об упоительном чувстве родной земли, о будничном счастье уклада, о свободе – как это сразу о таких разных вещах? Ну, хорошо: об исторической памяти. Есть поговорка «Иваны, родства не помнящие». Теперь у нас есть «Александрычи, родство помнящие». Те, которые от Александра Невского, в которых он продолжается, через кого передается дальше в поколения.

Вся прелесть фильма в том, что он с бесподобным изяществом уклоняется от лобовых приемов, которые тут, казалось бы, неминуемы. Тут свои приемы и изобретения (какое чудо этот автобус с фольклорными девами – остановились у кладбища, спели и дальше поехали). А финал! Все, что по капле собиралось весь фильм, вышло в какое-то океаническое чувство. Свобода. Просто фильм делали художники, Александр Столяров и Сергей Догоров – они играли и наслаждались своей игрой. И очень тонкие художники. Ну, никак при всем желании не могли они впасть в пафос державности, в исторический доклад и музейную кому. Тут все есть, но все растворено, все отдается далеким эхом и работает через метафоры. Замечательно, что и герой фильма так органичен и смог подыграть.

Беда, что наш бедный, дрессированный прямыми командами зритель плохо считывает киноязык. Авторы и показывают язык такому зрителю. А он им показывает спину.

Ирина Васильева,
сценарист, режиссер-документалист, арт-директор студии «Фишка-фильм», лауреат национальной премии «Лавр» и многих отечественных и международных фестивалей. Автор и режиссер телевизионных циклов «Страданья», «Беседы с мудрецами», «Открытость бездне Достоевского», «Ищу учителя», десятков документальных фильмов.

Про «Александрычей»

Не без боязни смотрел я фильм «Александрычи», начал снимать который мой друг Александр Столяров, неожиданно «ушедший» в начале монтажа фильма, а завершал оператор и монтажер фильма Сергей Догоров. И должен признаться, что картина поразила меня точностью посыла, который донес до меня от Саши Сергей Догоров. Это оказался фильм про прощание отца с сыном. Саша знал, что скоро умрет, и на этой картине прощался с Матвеем, провожал его в большую жизнь, жизнь в которой уже нет отцовского плеча. Вряд ли Матвей понимал это, и слава Богу. В финальном кадре Матвей уплывает в байдарке далеко в озеро, притом, что плавать он не умеет. На вопрос, зачем Саша подвергает такому риску жизнь сына, которому всего 13 лет, он просто ответил: «Господь не оставит». А от себя я добавлю, а Александр Невский не осудит.

Ваш Сергей Головецкий, режиссер, сценарист.

[Фильмы «Крест у дороги» (диплом в Португалии в 1998 г.), «Медосмотр» (приз на фестивале в Екатеринбурге в 1998 г. и Гран-при на экологическом фестивале в Польше «Райград-2001»), «Дикая охота» номинировалась на ТЭФИ в 2001г., «Раб и его женщины» номинировался на ТЭФИ в 2003 г., и многие другие].

Фильм, как можно было бы выразиться, «ни о чем», ничего такого из ряда вон выдающегося не происходит, нет изменений героя, страстей одурманивающих, злободневности будоражащей, меседжа в массы, вообще нет многого, к чему мы так пристрастились. Главный герой – зритель, которого с каждой минутой наполняет что-то, простое и узнаваемое, теплое и родное. В нас вливается какое-то ощущения миропорядка. И мы его начинаем узнавать и уносить с собой из зала, как нужное и свое. И в этом простом бытии пробуждается и интерес к истории, как естественная потребность живущего человека, а не фиктивная, поэтому остается навсегда. Так же навсегда, как озеро, так же просто, как растущая трава. Мы такими огромными средствами добиваемся реалистичности «гадзилы» или «чужого», чтобы почувствовать его дыхание у себя за спиной, и да – получается! Но как сложно передать ощущение, что ты сидишь рядом просто с живым человеком и присутствуешь в его молчании, какими спецэффектами можно сделать эту сверхреальность? Можно было бы спросить у Столярова, а теперь и у Догорова, но оба не напишут инструкцию по разным причинам, потому что ответ находится вовне. Возможно, это и называется талантом, когда необъяснимо, но получается то, что немного больше экспонированной матрицы, когда «приподнимается полог реальности».

Марина Горностаева, фотограф, кинооператор

О фильме «Александрычи» у меня никогда не получится написать «объективно» – как о просто хорошем кино. Я побывала не в кинозале перед экраном, а в комнате, наедине с Сашей Столяровым – он сидел рядом, говорил, а я смотрелась в его мир и в нём, как всегда, отражалась. Я тоже там есть. В настоящем кино, сотворённом по любви, всегда находишь самого себя. Поэтому – какая объективность? Пишу о фильме, а говорю о своём.

Так вот.

Маленькому человеку не так просто вырасти из своего беспорядка, высунуть голову и посмотреть в небо незамутнёнными глазами. Открытое небо – это и есть встреча с самим

собой, освобождённом от наросших скорлупок. Саша Столяров берёт – и очищает эти скорлупки. Человек смотрит, а мир широк и одновременно тесен: в нём святой Александр Невский – рядом, Саша – здесь, и прошлое не прошло.

Человек смотрит, а смерти нет. Потому что воин Александр всё ещё молится перед победой, воды Чудского озера расступаются, как библейское Чермное море перед Моисеем, а Саша Столяров, раздвигающий эти воды, жив и с нами говорит.

«Ничего не проходит», – говорит Саша.

«Небо – близко».

«Не бойся».

Зрители превращаются в Александрычей. Через Сашиного покровителя – святого Александра: он теперь и наш покровитель. Святый благоверный княже Александре, моли Бога о нас.

Через самого-самого Сашу, который взял в ладошки вечное и сказал: «Смотрите!».

Саша, и ты там вздохни о нас, маленьких, ладно?

Участники и создатели фильма – тоже Александрычи. А иначе откуда у них Сашины глаза, Сашин голос и Сашина любовь?

Чудо? Чудо. Спасибо им всем.

Александрина Вигилянская, преподаватель, литератор, сценарист

Ну что тут еще добавить? Фильм «Александрычи» будет участником еще не одного фестиваля, не одной встречи со зрителями…

Владимир Потресов

КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА

Москва, документальный фильм, 41 мин. 37 сек., 2018
Автор сценария: Александр Столяров
Режиссер: Александр Столяров и Сергей Догоров
Оператор: Сергей Догоров
Композитор: Сергей Догоров
Продюсер: Александр Шмид
Производство: Частное учреждение культуры «Историко-культурный центр «Самолва»

Фильм посвящен памяти: исторической, народной, индивидуальной. Два главных героя: умудренный опытом мужчина и юный подросток с пробивающимися усами. Один из них возглавляет частный музей, посвященный экспедиции поиска места Ледового побоища, второй – занимается мальчишескими радостями. Но за рутиной ежедневных дел оба ведут постоянный поиск ответов на вопросы: кто я, кто мои предки, какова история моего народа? У героев отчества – Александровичи. Случайность, но в ней есть определённый символизм. Они оба словно «птенцы гнезда Александра Невского», и великий русский князь выступает не просто, как исторический персонаж, а как образ исторической, культурной памяти для сменяющих друг друга поколений одного народа.

Александр  Столяров АЛЕКСАНДР СТОЛЯРОВ

Александр Столяров — режиссёр телеканала «Россия-Культура», писатель, автор более 100 документальных и художественных фильмов. Номинирован на премию «НИКА» и «ТЭФИ» в 2010 году (фильм «Герман и Кармалита»). Наиболее известные фильмы — «Девочки-девочки» (2007), «Понять Человека» (2009), «Старец Паисий и я, стоящий вверх ногами» (2012). В сентябре 2015 года вышел сборник лучших рассказов писателя — «Неправильная сказка». Окончил Высшие курсы сценаристов и режиссёров в Москве. Основатель и художественный руководитель детского театра «Театр Андерсена». Александр Николаевич Столяров скоропостижно скончался утром 26.07.2017

СЕРГЕЙ ДОГОРОВ

Режиссер, оператор, соавтор документальных фильмов “Русские гонки” (2014, совместно с Сериком Бейсеуовым приз за лучшую режиссуру на Национальном кинофестивале дебютов «Движение»), “Россия прекрасна, сын!” (2016, совместная работа с Александром Столяровым) , “Ледовая кромка России” и тд.

Все посты
Поделитесь с друзьями