О своем визите в Музей истории Ледового побоища рассказал на страницах газеты «Гдовская заря» Вальтер Эдуардович Тоотс

Дом в волостном центре Самолва. Окна в узорчатом обрамлении. Даже когда подходишь к нему по душе разливается тёплое чувство, словно от приближения к чему-то родному…

Вальтер Тоотс

Четыре года назад двухэтажная новостройка, в которой разместился Историко-культурный центр, стала украшением деревни. Но главное – то удивительное и интересное, что находится внутри, за бревенчатыми стенами. Увидеть это приезжают в Самолву многочисленные туристы.

Поднимаюсь на три ступени крыльца, и начинается моё путешествие за семь временных горизонтов, за семь с лишним столетий. Я в Музее истории Ледового побоища – легендарного сражения, память о котором из века в век народ передавал и передаёт детям и внукам. Здесь так много интересного. Впрочем, не стану пересказывать, все это нужно узреть самому.

Ознакомившись с экспозицией, представленной на двух этажах Музея, и просмотрев кинофильм «На Чудском озере» о работе в Самолве экспедиции АН СССР по поиску места Ледового побоища, полный впечатлений, я решил оставить запись в «Книге отзывов».

Но пролистав её, понял, что даже она сама является уникальным экспонатом. Вот запись посетителя – не верю своим глазам – из Улан-Батора! Как он сам себя определяет «монголо-татар» Дашцэрэн.

После такого открытия с большим интересом погружаюсь в «Книгу отзывов». В результате рождается непреодолимое желание поделиться прочитанным с читателями любимой «Гдовской зари».

Обращаюсь к экскурсоводу Татьяне Наместниковой с несколько бесцеремонным вопросом: «Откуда в Монголии узнали о музее?». Оказывается, здесь этой темой специально не занимаются. «Хотя, – добавила экскурсовод, – возможно, тот посетитель профессионально интересуется Ледовым побоищем и заходит на наш сайт. Ведь музей, находящийся у Чудского озера, рядом с местом битвы – единственное в стране учреждение, всерьёз исследующее историю события».

Да, конечно. В России нет другого музея, рассказывающего о Чудской битве 1242 года. И тот дальний гость, возможно, историк. Его интерес не случаен и к музею, и к месту, где он находится.

– Возможно также, – продолжает экскурсовод, – наш гость читал английского историка Дэвида К. Николи, утверждавшего, что в Ледовом побоище принимал участие отряд монгольских конных лучников. Хотя этот факт не подтверждается ни одним современным событию источником.

Оказывается, музей, является научным центром, где собирают любые новые сведения о сражении. Делают неожиданные предположения и ищут им подтверждение. Одним словом, – очаг научной мысли!

Экспозиция составлена на научной основе. Часть экспонатов – копии с древних оригиналов, а часть – в основном, касающаяся экспедиции АН СССР середины ХХ века под руководством военного историка Караева, – оригиналы.

Музей имеет собственную научную библиотеку. Тематическую. Беглым взглядом улавливаю труды Н. Я. Данилевского (старшего), академика Н. М. Тихомирова, известного гдовичам А. Н. Кирпичникова, материалы научных конференций, краеведческие альманахи. Вдоль стен полки и шкафы с книгами, среди которых, по словам экскурсовода, есть уникальные, единственные в России.

Но ещё более, нежели «татаро-монголом» из Улан-Батора, удивлён тем, что беседую не просто с экскурсоводом, а заместителем директора музея по научной работе. Эта должность не может не удивлять в музее, столь удалённом от цивилизации. Так вот почему о Самолвовском музее знают и в обеих столицах, и в Ростове-на-Дону, и в Новгороде, и в Челябинске, и в Подмосковье!. Ясно, что это факт признания научной состоятельности.

Но оказывается, что улан-баторский гость не самый дальний.

– У нас были посетители из всех регионов России, в том числе с Дальнего Востока, с берегов Татарского пролива, – рассказывает Татьяна Наместникова и добавляет, – посещают музей и гости из-за рубежа.

В основном приезжают из ближнего зарубежья — соседних Эстонии, Латвии. Но есть и из Западной Европы. Вот, например, запись убористым почерком: «Wonderful exhibition! I can be the passion and lead work all which has…» (Замечательная экспозиция! Я был посетителем и знакомился с трудами, представленными здесь. Большое спасибо за воплощение истории в жизнь!) за подписью: Matthow Lamb. P.S. First English visitor! (Мэттью Лэмб. Постскриптум: первый английский посетитель.)

В тот же день, когда в книге отзывов оставил запись гость из Монголии, появился отклик от семьи Катовщиковых из Челябинска. Множество записей москвичей и жителей Московской области. «Огромное спасибо за очень интересную экскурсию, за гостеприимство. Спасибо за сохранение истории для нас и наших детей. Семья Лазаревых, г. Люберцы, Московская область»; «Огромное спасибо за потрясающе интересную экскурсию, гостеприимство сотрудников музея. На таких людях Россия держится!» Семьи Белогуровых и Софроновых из Подмосковного Ногинска». А вот запись посетителя из Краснодара: «Большое спасибо за вклад в культурное развитие нашей страны». Или: «Огромное спасибо за любовь к нашей великой истории, за сохранение интереснейших исторических фактов. С.-Петербург». Или вот строчка неверной детской рукой: «Мне понравился весь музей! 24.06.2019».

Идея создания Музея истории Ледового побоища в Самолве принадлежит писателю и учёному, участнику комплексной экспедиции Академии наук СССР по уточнению места Ледового побоища (1958–1963 гг.), Владимиру Потресову в содружестве с Татьяной Наместниковой. Воплощена идея при финансово-организационной поддержке мецената – доктора технических наук, профессора, лауреата премии правительства РФ в области науки и техники Александра Шмида.

Хоть на первый взгляд труд экскурсовода простой – материал изучен давно, повторяется изо дня в день, но, оказывается, и здесь свои проблемы: почувствовать, как излагать конкретному посетителю или группе, «измерить» глубину понимания ими материала. Возможно, именно в таком подходе причина искренней благодарности, как, например, от гостей из Казахстана, или полковника О. Гудзенко из Москвы: «Спасибо устроителям прекрасного музея! Воссоздателям и хранителям великого исторического прошлого Родины – России. С благодарностью и уважением».

Закрыв просмотренную книгу, выхожу за порог музея. Не даёт покоя мысль, возникающая при чтении отзывов людей, посещающих Гдовщину из-за семи морей. Неужели прав Сергей Есенин, считавший: «Лицом к лицу лица не увидать – большое видится на расстоянии»? Пишу об этом потому, что, заслужив высокую национальную премию «Культурное наследие», коллектив музея не удостоен хотя бы почётной грамоты ни Гдовского района, ни Псковской области.

Странно это…

На мой взгляд, «Книга отзывов» – своего рода увеличительное стекло, сквозь которое яснее становится значение музея для страны, для всего мира.

А поставить точку хочу простой записью из той книги: «Здесь история зрима».

Источник: Гдовская Заря

Публикация в газете Гдовская заря

Все посты
Поделитесь с друзьями